Развивающие игры

Развивающие игры

  В игре  формируются  многие особенности  личности ребенка. Игра  — это своеобразная  школа  подготовки  к  труду. В  игре  вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра — это и школа общения для ребенка.

            Известно,   что  игры  бывают   разные:  и  ролевые,   и  подвижные,  и дидактические.  Игровой дух  может  пронизывать всю жизнь семьи,  объединят родителей и  детей. Именно такой дух раскованности, игры царит в доме Бориса

Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. Это позволяет родителям не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим  педагогическим целям увлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровным делом детей, а воспитание — творчеством.

            В  жизни  этой  семьи не  понукания и запреты стоят на первом месте,  а совместные радостные  поиски  и переживания от  удачных  находок.  Внутренне родившееся усилие приводит к образованию новых потребностей испытать  себя в деле, повторить удовольствие от успеха, пережитого в игре.

            Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом  деле  она властно требует, чтобы  играющий  отдал  ей  максимум  своей  энергии,  ума, выдержки,  самостоятельности. Она  подчас становится  подлинно  напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

            Игры подразумевают: 

            1) «пищу» для ума с раннего возраста;

            2) условия для опережающего развития  способностей;

            3) поднимаясь  каждый раз  самостоятельно  до своего «потолка»,   ребенок  развивается  наиболее   успешно; 

            4)  игры  не  терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;

            5) родители учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности.

            Эти  игры,  по  нашему  мнению,  могут  служить  хорошим  дополнением к современным детским  игрушкам, так  как дают,  во-первых,  богатую пищу  для развития творческих сторон  интеллекта малыша,  во-вторых,  учат родителей и воспитателей активно  участвовать в  этом процессе  и,  наконец,  в-третьих, позволяют  это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию, — в дошкольном детстве…

            Огромный универсальный магазин «Детский мир» — настоящее царство игр и игрушек.  Чего тут только нет! На  все  вкусы  и  возрасты:  и настольные, и электрифицированные, и механические, и музыкальные… Море красок и — океан ребячьих желаний: «Мам, купи! Ну, пожалуйста… ты же обещала!» Какое   родительское   сердце  не   дрогнет?   Но  давайте   попытаемся разобраться:  чем вы  руководствуетесь при покупке детской игрушки или игры?

— Желанием ребёнка? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно? Модно?  Ну вот уже купили: это очередная кукла, автомобиль или что-то  дорогое, сверкающее, совсем-совсем как настоящее… «Спасибо, мамочка!» Новая игрушка — всегда радость, но… проходит полчаса,  час, в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже неинтересна. Кто тут  виноват: игрушка, ребенок  или… папа  с мамой? Вопрос этот очень не прост. «Понимание атома —  это  детская игра по сравнению с пониманием детской игры» — в этом образном высказывании физиолога X. Хогленда  выражено и огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы.

            Об играх написано немало  книг. Специалисты создают новые  игрушки,  их производством  занимаются целые отрасли промышленности. Все это, конечно, не только  потому, чтобы дать детям  больше  радости  и забав. Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в  руках общества. Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и  развиваются   разные   стороны   его   личности,  удовлетворяются  многие интеллектуальные  и  эмоциональные  потребности, складывается  характер.  Вы думаете, что  вы  просто покупаете игрушку?  Нет, вы проектируете  при  этом человеческую личность!

            Природа   щедро   наделила   каждого   здорового  ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться  на самый высокий уровень развития  в  творческой  деятельности!  Но в жизни мы  видим совсем иное: сколько еще слез  проливают ребятишки,  которым трудно учиться, сколько горьких  раздумий достается на долю отца и  матери, когда с учебой у детей плохо! Может быть, правы  те, кто говорит:  «Умным  надо родиться»? Но вот что утверждают  советские генетики: «…в наши дни…  стало  очевидным, что духовное развитие не  записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и  развивается с каждым новым поколением».

            А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те  ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития.

            В результате  многочисленных  исследований  в разных странах  открылась удивительная картина  — от  рождения  до 3  лет  ребенок  проходит половину своего   интеллектуального  развития,  т.  е.  в  самые  первые  годы  жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться  все его способности.  Значит, первые годы жизни  — самые ценные  для его  будущего. Именно  эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от  того, что они  предпримут для развития  ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.

            К  сожалению, большинство родителей,  уделяя главное внимание  в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму,  одежде, не придают особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем  торопиться? Придет время – и научится.  В действительности  это  далеко  не  так. Как, например,  ребенок овладевает  родной  речью?  Если  малыш  слышит  разговор  взрослых  со  дня рождения, если с  ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то  он около  года начинает произносить первые слова, через год уже легко составляет простые  фразы,  а от 2 до 5 лет (по утверждению К. И.  Чуковского)  каждый ребенок  — гениальный лингвист.  Но  это  относится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто  не вызывает у него потребности в речевом общении, то речь развивается намного позже.

            И главное —  усвоение  родного  языка идет  у него  с огромным трудом, очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает  трудно учиться, и даже при большом  прилежании он становится хронически отстающим.

            Науке известно  более 50  случаев,  когда младенцы попадали в логово  к диким животным (волкам, медведям, обезьянам) и вырастали  среди  них. Иногда удавалось возвратить таких детей в человеческое общество, но возвращение это обычно оказывалось трагическим. Если ребенку было больше 6 — 7 лет, его уже никакими  средствами  не  могли  сделать  человеком, не  могли  даже научить говорить. Почему? Куда девалась его общечеловеческая способность к овладению речью?

            Оказывается, возможность  развиваться  не  остается  неизменной!  После рождения, вместе с ростом ребенка  мозг его дозревает и становится способным к  функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей.  Но  развиваться начинают  только те способности, для  формирования  которых создаются  условия  к  моменту этого созревания.  Чем благоприятнее условия,  чем  разнообразнее  дела,  которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

Об авторе

Krowka contributor

Оставить ответ