Радоваться успехам, но не захваливать

Радоваться успехам, но не захваливать

Любые  игры  только  тогда  дают  результаты,  когда  малыши  играют  судовольствием. Так же и творчество —  это всегда  интерес, увлечение и дажестрасть.   Вот  этот   интерес  к  развивающим  играм,  к  интеллектуальному напряжению,  какого они обязательно требуют, и надо развить у  детей. Именно развить, так как сам он ниоткуда  не  появляется, и если иногда говорят: «Он сам интересуется», то только потому, что не знают, откуда  интерес появился, кто принес его «семя» и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность:  чем больше  развито  какое-то  качество — тем сильнее жаждет оно проявления.  Посмотрите на  сильного, тренированного гимнаста, на его движения, походку,  жесты. Особенно, если  у  него  дня  2 — 3 не  было тренировки.  Мышцы  его  играют,  каждое  движение  доставляет  ему  видимое удовольствие, тело просто просит движения. Оно  тоскует без него. Он ощущает тот самый  избыток  сил, который  ищет выхода, —  как в  старых  сказках  у богатырей, «силушка по жилушкам поигрывает».  Да что там богатыри! Зайдите в школу перед концом  урока  и  понаблюдайте,  как  почти  вместе  со  звонком вырываются  из класса школьники,  истомившиеся  на уроке без  движения.  Как просит их молодое тело  движения  после противоестественного в этом возрасте неподвижного сидения за  партой  и каких  усилии стоит  учителям и  дежурным удерживать в границах школьного приличия этот поток жаждущих мышечной работы молодых тел.

 Так  просит  деятельности  и  творческий ум,  и  тем  ощутимее,  чем он развитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему  окрепнуть и  познать радость успеха, радость преодоления трудности — и как можно раньше.

 Как  же  это  сделать?  Обычно   говорят:  «Обстановка  действует»,  но обстановку  осознанно  или  чаще неосознанно  создают  сами  люди,  в первую очередь взрослые и старшие, окружающие малыша.

 Вот картинка из старой  книги, описывающая  один из обычаев  в Тверской губернии: «Когда ребенок первый  раз  станет  на свои слабые  ножки, то все, стар и млад, с особенным удовольствием кричат: «Дыбок, дыбок! Который Кузьке годок!»  Ребенок  смеется,  старается  передвинуть  ножки,  а если,  потеряв равновесие шлепнется, то старается не плакать, а снова стать на ножки».

            Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поставить кубик на кубик, как это делал несколько минут назад ее 3-летний братишка, построивший из кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливает кубик к  кубику, и  двумя ручонками берется за верхний кубик, но как  только отпустит ручки, верхний  кубик опять сваливается. Мама проходит  мимо Любы и останавливается,  пораженная  тем упорством,  с каким  малышка  повторяет  и повторяет свои попытки.  И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно и серьезно переводит глаза с кубиков на маму. А мама не выдерживает  — весело смеется:

            — Поставила Люба кубик на кубик? Поставила! Умница!

            Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму,  улыбнулась  и  Люба.  Мама рассказала  всем о Любином успехе,  и  на другой  день  старшие  сестры  уже специально  принесли  Любе  кубики и попросили  построить  «башню».  И  Любе удалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакали и  хлопали в ладоши, а глядя на них, улыбалась Люба и тоже пробовала хлопать своими крошечными ручонками. А потом  стала строить еще и еще, увлекаясь все больше.

Итак, первое  условие  успеха  — улыбка,  радость,  похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе  малыша, в росте  его сил. При  этом, конечно,  нельзя  забывать, что перехваливание — похвала не  по заслугам — может и  навредить, особенно в  более  старшем возрасте.  Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше.

 —  Да,  ты   сегодня  хорошо  нарисовал,  но  вот  одна  линия  кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!

Это возбуждает у малыша  желание сделать как можно  лучше, стремление к постоянному   совершенствованию   —   очень   важное   условие   творческой деятельности в  любой области. В этом отношении  развивающие игры  облегчают задачу:   они    сами    создают   такую   перспективу    развития    своими заданиями-ступеньками.  Но  они же  требуют  от взрослого не только  похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребенка:

 — Ты сегодня быстро сложил узор — быстрее, чем вчера.

 —  Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде карандаш не сошел с линеек (на тетради в клетку).

 — Смотрите, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика,  и  нет двойных линий.

            К оценке важно привлекать и самого ребенка:

            — Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось?

            — А что еще не совсем получилось?

            Все  это  поддерживает  интерес ребенка  к игре!

Об авторе

Krowka contributor

Оставить ответ