Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют судовольствием. Так же и творчество — это всегда интерес, увлечение и дажестрасть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей. Именно развить, так как сам он ниоткуда не появляется, и если иногда говорят: «Он сам интересуется», то только потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принес его «семя» и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое-то качество — тем сильнее жаждет оно проявления. Посмотрите на сильного, тренированного гимнаста, на его движения, походку, жесты. Особенно, если у него дня 2 — 3 не было тренировки. Мышцы его играют, каждое движение доставляет ему видимое удовольствие, тело просто просит движения. Оно тоскует без него. Он ощущает тот самый избыток сил, который ищет выхода, — как в старых сказках у богатырей, «силушка по жилушкам поигрывает». Да что там богатыри! Зайдите в школу перед концом урока и понаблюдайте, как почти вместе со звонком вырываются из класса школьники, истомившиеся на уроке без движения. Как просит их молодое тело движения после противоестественного в этом возрасте неподвижного сидения за партой и каких усилии стоит учителям и дежурным удерживать в границах школьного приличия этот поток жаждущих мышечной работы молодых тел.
Так просит деятельности и творческий ум, и тем ощутимее, чем он развитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности — и как можно раньше.
Как же это сделать? Обычно говорят: «Обстановка действует», но обстановку осознанно или чаще неосознанно создают сами люди, в первую очередь взрослые и старшие, окружающие малыша.
Вот картинка из старой книги, описывающая один из обычаев в Тверской губернии: «Когда ребенок первый раз станет на свои слабые ножки, то все, стар и млад, с особенным удовольствием кричат: «Дыбок, дыбок! Который Кузьке годок!» Ребенок смеется, старается передвинуть ножки, а если, потеряв равновесие шлепнется, то старается не плакать, а снова стать на ножки».
Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поставить кубик на кубик, как это делал несколько минут назад ее 3-летний братишка, построивший из кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливает кубик к кубику, и двумя ручонками берется за верхний кубик, но как только отпустит ручки, верхний кубик опять сваливается. Мама проходит мимо Любы и останавливается, пораженная тем упорством, с каким малышка повторяет и повторяет свои попытки. И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно и серьезно переводит глаза с кубиков на маму. А мама не выдерживает — весело смеется:
— Поставила Люба кубик на кубик? Поставила! Умница!
Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму, улыбнулась и Люба. Мама рассказала всем о Любином успехе, и на другой день старшие сестры уже специально принесли Любе кубики и попросили построить «башню». И Любе удалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакали и хлопали в ладоши, а глядя на них, улыбалась Люба и тоже пробовала хлопать своими крошечными ручонками. А потом стала строить еще и еще, увлекаясь все больше.
Итак, первое условие успеха — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше.
— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!
Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию — очень важное условие творческой деятельности в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребенка:
— Ты сегодня быстро сложил узор — быстрее, чем вчера.
— Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде карандаш не сошел с линеек (на тетради в клетку).
— Смотрите, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика, и нет двойных линий.
К оценке важно привлекать и самого ребенка:
— Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось?
— А что еще не совсем получилось?
Все это поддерживает интерес ребенка к игре!
Об авторе