А как быть с ошибками?

А как быть с ошибками?

 Основное правило развивающих игр:  взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время  выполнения  задания  нельзя  злоупотреблять  даже  замечаниями  типа: «Ай-яй-яй!»,   или  «Гм…»,  или   досадливого  «Да,   проморгал…»,   или «Верно…», «Молодец», «Так, так…» и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться от подобных  замечаний  надо именно в  ходе  игры, когда ребенок еще не окончил очередного  задания.  Почему  они нежелательны? Нужно сказать,  что вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики  даже помогают:  одобрительные  —  окрыляют,  критические  — побуждают  работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от  них постепенно  отказаться, потому  что   ребенок  начинает  больше  судить  о  своих  действиях  не  по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет  развиваться самоконтроль.  После очередного  шага  в решении задачи он станет смотреть на  вас:  улыбнетесь  вы или  нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его  оценке  собственных  действий, то самоконтроль,  самоанализ  заменяется стремлением  просто угадать,  как относятся  к  этому  окружающие. Даже  при оценке самых  сложных  работ  не  надо торопиться с замечанием:  «Смотри  — ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!»

            Лучше  делать  это  по-другому.  Вот  Алеша  строит  сложную  модель из кирпичиков:

            — Пап, у меня готово!

            — Хорошо, давай посмотрим… Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.

            — Не может быть! Я проверял.

            —  Ты проверь еще  разок. 

            — Две  ошибки Алеша  обнаружил сам. А  вот третья…

            — Не вижу, где же еще?

            — А ты по всем проекциям проверял?

            — Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку…

            — А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!

            Прежде  чем указать  ошибку  (да  и  то не  прямо),  отец заставил сына «выложиться» до конца. Это очень важно. Можно  пойти даже на  «хитрость», т. е. сказать об  ошибке  там, где ее нет, —  пусть ребенок докажет, что там все «по чертежу», все правильно. Или можно специально построить что-то  с  ошибками (более  или менее грубыми  — исходя  из возможностей  ребенка),  а потом  вместе отыскивать ошибки,  даже устроить  соревнование: кто их  больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют  взрослых,  и это  надо  поддерживать  —  пусть  поднимаются  выше старших. Но — без злорадства!

Об авторе

Krowka contributor

Оставить ответ