Профессия психолога, особенно в нашей стране, окружена множеством мифов и стереотипов. К психологу, а тем более к психотерапевту, принято обращаться когда совсем никак невозможно без этого обойтись. Я попыталась узнать, по каким причинам люди не обращаются к специалисту, даже когда понимают, что не могут справиться сами со своими проблемами.
На нескольких интернет-форумах и сервисах был задан вопрос, на который ответило, в общей сложности, около 50 человек. Конечно, это нельзя назвать научным исследованием и результаты субъективны. Тем не менее, думаю, что специалистам будет интересно посмотреть на результаты и прочитать отдельные комментарии.
Итак, основные причины, по которым не обращаются к психологу, даже если есть такая потребность:
Жалко (или просто нет) денег (35 %)
Плохое впечатление от психологов, с которыми сталкивался, в том числе, школьными (22 %)
Не верю, что это поможет (17 %)
Не знаю, к кому обратиться (11 %)
Не пошел бы к чужому человеку, о котором ничего не знаю (7 %)
Психологи – все лузеры, учиться на психологов идут одни неудачники (4 %)
Стеснительность – не хочется раскрывать свои тайны (4 %)
Некоторые комментарии:
«Я два раза обращалась, и два раза двоякое впечатление. – один раз какая-то непонятная тетка со мной беседовала, а во-второй – как будто я ей жить мешала.. Больше не пойду.. «
«я обращалась.все полный бред в душе каждого человека сидит «психолог».мы сами можем себе помпочь я потратила около 20тысяч на психотерапевтов,и никто не помог.они прочитали книжки и пытаются нас вылечить.»
«у меня вообще зуб на психологов. сначала школьная психологиня своими тупыми тестами нанесла мне психологическую травму (не буду вдаваться в подробности, до сих пор больно и обидно).
потом в институте была психологиня, которая сама свой предмет не знала»
«В ВУЗе у меня было много предметов, которые вели практикующие психологи. Если честно – вот к ним бы я точно не пошла, они и правда все какие-то того… А те, у которых я была, тоже впечатление нехорошее произвели. Мне казалось, что они во многом не правы и им самим нужна помощь. Ну скажите, это нормально, если психолог утверждает: «Вся жизнь – это серое безрадостное существование, и только своим упорным тяжким трудом мы можем зарабатывать себе крупицы счастья»!?! Другого психолога кроме секса со мной вообще ничего не интересовало… Грустно.»
«Мне мешает обратиться к психологу личное знакомство с некоторыми психологами. Этото достаточно, чтобы сказать: ну их нафик, я лучше сама. » Мне показалось интересным, что негативный опыт общения с «психологами» занимает одно из первых мест. Действительно, людей, утверждающих, что «по образованию они психологи» или просто «психологов по жизни» немало, и они всегда готовы давать «профессиональные» советы. Особо была упомянута категория школьных психологов – вполне возможно, далеко не всегда имеющих хорошую профессиональную подготовку и опыт работы. Это заставляет задуматься: работа не всегда опытных и грамотных людей на должности школьного психолога может послужить своеобразной «прививкой» для теперешних подростков и отбить желание обращаться к специалистам в будущем.
Зато объяснение «не знаю к кому обратиться» свидетельствует о том, что психологам есть над чем поработать в отношении маркетинга и презентации своих услуг. опрос о выборе ниши для психологов и психотерапевтов часто оказывается одним из самых болезненных, он вызывает немало возражений и споров. Специалисту гораздо легче представиться «гештальт-терапевтом», «экзистенциальным терапевтом» и так далее, раз он прошел обучение в той или иной модальности. Однако клиенту совсем не так просто разобраться в направлениях психотерапии и его главный вопрос «Работает ли этот специалист с такими как я?».
Действительно, современный мир становится все более и более специализированным. Это раньше сода была универсальным чистящим средством, а хозяйственное мыло годилось и для стирки и для уборки. Сейчас все не так просто. И крупные и маленькие компании понимают, что успех зависит от правильного выбора рыночной ниши . Поэтому в телевизионной рекламе вы узнаете о том, что бывает разный шампунь для светлых и для темных волос, для прямых и вьющихся, для окрашенных и секущихся (хотя лично у меня есть подозрение, что шампуни в разных упаковках не так уж и сильно отличаются). Если вы собираетесь мыть окна, то приобретете в магазине моющее средство для окон, а не для пола или ковров. Такова сегодняшняя реальность. Это не значит, что представляться универсальным специалистом абсолютно невозможно – но это намного менее эффективно. Фраза «Я работаю со всеми» просто-напросто не работает! Выбрав определенную рыночную нишу вы существенно облегчите себе задачу.
Важно понимать, что ниша – это совсем не то же самое, что профессия или специализация. Основной вопрос, на который предстоит ответить это «с кем я работаю?» или «кому я помогаю?». Не бойтесь, если ниша покажется вам слишком узкой – чем более четко вы понимаете для кого вы работаете, тем проще вам будет сформулировать свое предложение, описать свои услуги и объяснить чем вы можете помочь. Даже размышляя над тем, как написать статью, вы увидите, что писать для определенной целевой аудитории намного проще, чем создавать «психологическую статью вообще». И вместо того, чтобы в муках рождать миллионную по счету статью на тему «что такое депрессия» вы с легкостью напишете полезный текст для человека, недавно приехавшего на работу в большой город. Или, может быть, дадите пищу для размышлений родителям, которые после того, как их дети создали свои семьи, впервые за много лет опять остались вдвоем.
Рыночных ниш в психологии намного больше, чем кажется. Однако при выборе ниши ни в коем случае не стоит руководствоваться соображениями вроде «здесь можно больше заработать». Если вы не будете заниматься именно тем, к чему у вас лежит душа, и что у вас действительно хорошо получается, толку будет мало. Зато если ниша выбрана именно «ваша», выгоду получат все: и вы и ваши клиент.
Об авторе