Мы не умеем общаться

Мы не умеем общаться

Мы не умеем общаться

И по большому счету, на этом месте можно было бы поставить «точку». Это завершенная фраза, смысл которой понятен и непонятен одновременно. Однако, поясню свою мысль. Нас учили читать, писать, считать. Об искусстве общения (в самом широком смысле этого слова, когда люди, внимая речам говорящего, забывают обо всем на свете) большинство людей не знают практически ничего.

Мы – как слепые котята. Только котята, вырастая, начинают видеть, а мы, становясь взрослыми дяденьками и тетеньками, если выразиться пафосно, находимся во тьме неведения. Нигде – ни в школе, ни в институте – нам не рассказали, нас не научили, как надо общаться. Некоторое представление об этой области имеют лишь люди созвучных профессий: психологи, журналисты, писатели и т.п. Лично моя позиция такова: люди делятся на воспитанных и невоспитанных. Поэтому так же, как и обычно – обо всем с позиции хорошего тона.

Умение ликвидировать шумы

Умение слышать другого человека – не просто вежливость – это ум

А. Коллонтай

Чтобы четко определить границы нашего разговора, предлагаю вашему вниманию немного сухой энциклопедической информации.

Общение (психология общения, энциклопедический словарь) — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Поговорим именно об обмене информацией.

В этом процессе играет важную роль такое явление, как семантический аспект информации. Вновь заглядываю в математико–экономический словарь: «Семантический аспект информации – это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания. Для восприятия информации необходимо, чтобы передаваемые сообщения в определенной мере соответствовали знаниям получателя: если они не имеют точек соприкосновения с ним, сообщение понято не будет. В этом случае сообщение содержит для получателя только семантический шум».

Например, слово «корова». Для жителя средней полосы – это животное, мирно жующее зеленую травку где-нибудь в чистом поле. Корова для нас – источник не только молока, но и вкусной сочной говядинки, которую можно приготовить тысячу и одним способом. А для последователя индуизма корова является священным животным – олицетворением чистоты, святости, изобилия. В этой религии запрещено употребление говядины. Кстати, я еще не упомянула об эмоциях женщины, сидящей на диете, – с чем у нее ассоциируется данное слово? Не забудем еще про ветеринара. Про инженера с предприятия, на котором производят доильные установки. Про мясника, в конце концов… И вот представьте себе беседу людей, по-разному, абсолютно по-разному относящихся к корове. Подумайте о священном трепете индуса и о своих ощущениях, возникающих при слове «корова».

Обратите внимание, что представитель какой-нибудь науки или профессии обычно смотрит на мир через призму того, чем он занимается по жизни. Математики, поэты, художники… Музыканты, инженеры и врачи… Так мы и общаемся, вкладывая в каждое слово свой смысл, понятный зачастую только нам самим.

Самое главное, что нужно знать о семантическом шуме – это нормальное и естественное явление. Мы все разные. Каждый из нас живет в своей реальности. Однако, несмотря на нормальность и естественность, семантический шум является причиной множества конфликтов, расставаний и разрывов. «Я хочу жить так, как живут все нормальные женщины!» – в гневе кричит на своего супруга жена. «Да ты живешь в сто раз лучше, чем все нормальные женщины вместе взятые!» – бросает в ответ оскорбленный глава семейства. А что каждый из них подразумевает под словосочетанием «нормальная женщина»?

Что имеет в виду ваш начальник, когда хочет чтобы вы «хорошо работали» – приходить вовремя или писать более подробные отчеты? Что имеет в виду продавец, когда говорит, что «молоко свежее» – привезена сегодня новая партия или у него срок годности до завтра? Как говорят грамотные журналисты: давайте определимся с терминами. Это и есть выход, преодоление шума. Задавайте уточняющие вопросы, спрашивайте у человека, что он имеет в виду, просите конкретизировать.

Умение удовлетворять

Кто станет говорить речи, другому – не перебивать,

но дать окончить и потом другому говорить,

как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам

Петр I Великий

Потребность в уважении находится на четвертом месте в пирамиде всех потребностей человека. По определению теории Маслоу, в эту строку входит стремление к достижению успеха, признанию, одобрению.

Обладая умением слушать, мы утоляем жажду человека во внимании, делая его на момент нашего общения центром своей вселенной. Именно по этой причине настоятельно рекомендуется выключать звук мобильных телефонов и не отвлекаться на прочие раздражители.

Умение быть свободным

Человек застенчивый неминуемо становится смешон

Филип Стенхоп Честерфилд

И вновь обращаюсь к мудрым словам графа: «Манеры их часто бывают неуклюжи, и всякий раз, когда они стараются быть вежливыми, они до того стыдятся и робеют, что их непременно постигает неудача. Эти до смерти пугаются, когда к ним обращаются люди светские, а когда приходится отвечать им, краснеют, заикаются, бормочут что-то несуразное и действительно становятся смешными от одного только ни на чем не основанного страха, что над ними будут смеяться. А меж тем человек действительно воспитанный, случись ему говорить даже со всеми королями мира, так же не стал бы волноваться и держался бы столь же непринужденно, как если бы он говорил с тобой».

Поделюсь с вами двумя главными секретами непринужденности.

Секрет первый: осознание того, что вы поступаете правильно, придает сил и уверенности. Вывод: знать правила игры. Именно поэтому так много мы и говорим о нюансах хорошего тона.

Секрет второй: не сравнивать себя с другими, а точнее с тем, с кем общаешься. Сравнение не в пользу себя обычно заканчивается приобретением нового комплекса или усилением старых. Самокритика должна быть дозированной. На деле же выходит, что мы заняты собственными недостатками. Как же мы можем сделать другого человека центром своей вселенной? А тем более о том, чтобы получить удовольствие от общения, речи уже не может быть. В таких случаях, как правило, исход один – испорченный вечер. Не сумели поддержать беседу, не нашлось что ответить, побоялись спросить…

Умение обращаться

Россия – страна, жители которой обращаются сегодня друг к другу по половому признаку (что крайне невежливо): «Женщина, женщина, возьмите сдачу!»; «Мужчина, вы перчатку обронили!».

Как заметил однажды историк моды А. Васильев: «У нас до пятидесяти все девушки». Да, а потом резко все эти «девушки» переходят в разряд бабушек. Один мужчина в полном расцвете сил как-то сказал: «Я с опаской жду, когда меня станут называть дедушкой». А между тем, с позиции хорошего тона «молодой человек» и «девушка» – это варианты обращения только к молодым, лет до 25.

Традиционное русское обращение – «сударь», «сударыня». Хотя для некоторых, особенно молодых, сегодня такое обращение воспринимается как архаизм. В этом случае есть вполне достойные варианты замены:

К мужчине – «товарищ», который употреблял еще Пушкин: «Товарищ, верь»;

К нескольким людям: «господа», «товарищи»;

И более европеизированный вариант обращения к женщине: мадам. Когда я бываю в Европе, мне так приятно слышать, когда ко мне обращаются «мадам»!

Все эти психологические «поглаживания» отобразил в своей душевной песне Булат Окуджава:

«Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить во всем друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая». Екатерина Герасимова

Об авторе

ira administrator

Оставить ответ