Потягушечки

Потягушечки

Занятия с 9-18 месячными детьми.
Игры на коленках.
Рекомендуется заниматься с малышом, пока он сосредоточен, ни в коем случае не через силу.

Подбрасывание ребенка в четком ритме очень полезно, особенно вместе с песенками или ритмичными стишками. Такие занятия развивают чувство ритма, речь. Все эти игры хороши в метро.
Для всех этих игр характерны три стадии:
(1)На коленях у мамы, все движения она выполняет руками ребенка.
(2)Малыш сидит напротив, мама корректирует.
(3)Ребенок выполняет движения самостоятельно.
На 1 ритм (1)
Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква! )

Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать.
Поехали с орехами на бочке, на бочке (2)
По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высо-о-окую горку,
В ямку бух!

Затащить малыша на колени, потом скинуть. Лучше напевать.
Пришел медведь к броду, (2)
Влез на колоду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду!

На 2 ритма
Гуси и лебеди летают по-разному, гуси машут крыльями с большой амплитудой, лебеди – круговыми движениями, а комарики зудят и мелко вибрируют. Игра развивает дикцию, помогает ребенку связать речь с действиями.

Гуси летели, гуси летели, (гуси га-га-га) (1)
Лебеди летели, лебеди летели,
Комарики полетели: з-з-з!

Другой вариант: (2)
Дарики-дарики, хлопаем в ладоши
Летели комарики,
З-з-з! Сложили пальцы рук в щепоть
Вились, вились, Обе руки совершают круговые движения
Вились, вились,
В НОСИК вцепились! «комарики» вцепляются в носик
(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)

Кулачки стучат по полу. На строчку «заиграли локотки» локти стучат по коленкам. На последнюю строчку ручки над головой изображают домик. Вся потешка говорится нараспев.
Ай, туки-туки-туки, (1)
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли локотки.
Тук-ток, тук-ток,
Скоро выстроим домок.

Сначала малыш хлопает в ладоши, потом стучит ладошками по полу, потом топает.
Хлоп! Раз, еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!

Чередовать медленный и быстрый ритм, подбрасывая малыша на коленях, или, если ребенок уже ходит, ходить с ним и бегать.
Едут, гонят семеро на конях, (2)
Быстро гонят семеро на конях.
Едут, гонят семеро на конях,
Еще быстрей гонят семеро на конях.

Сначала медленно покачивать всем телом, вытянув руки в стороны, потом быстро и энергично махать руками. Во все «птичьи игры» хорошо играть во время прогулки.
Лунь плывет, лунь плывет, (1)
Галки летят, галки летят.
Вариант текста, более понятный современным детям:
Рыба плывет, рыба плывет,
Птицы летят, птицы летят.

На 2 ритма
Покачивать малыша в такт потешке, или водить хоровод, покачиваясь, сбегаясь к центру и разбегаясь.
Дует ветер (3)
На всем белом свете,
Такой большой ветер
На всем белом свете.
Полезно научить малыша дуть на свечку или на легкий предмет, подвешенный на нитке.

На 3 ритма
Дедушкины часы тик-так, тик-так. (басом) (1)
Медленные махи руками в стороны.
Матушкины часы тики-тики, тики-так. (тенором)
Хлопаем в такт ладошками по животу.
А мои, мои часы тик-тик-тик-тик-тик! (фальцетом)
Быстро-быстро хлопаем в ладошки.

Другой вариант:
Тики – так, тики-так, хлопать по-очереди руками по боками (3)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед»
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, кулаки стучат по полу
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, ножки топают по полу
Так стучит каблучок.

На 3 ритма
Можно держать малыша на коленях и покачивать, а если малыш уже ходит, то идти с ним сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Обычно детям нравится, если при этом мама держит ребенка за обе руки, и идет вместе с ним.
Ехал пан, ехал пан, (1)
Ехал шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан,
Ехал рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан,
Ехал махом, махом, махом.

Кулачки перед животом крутятся друг вокруг друга, потом стучат по полу одновременно, потом – один кулачок стучит по другому. С ребенком постарше можно повторить все то же самое с мизинчиками.
Вьюшки-вьюшки, вьюшки вью. (1)
Колотушки колочу,
Заколачиваю,
Приколачиваю.

Другой вариант:
Вьюшки-вьюшки-перевьюшки, (1)
Тимберлим сидит в кадушке,
А я его по макушке
Бац-бац-бац!

На 1 ритм (для рук)
Утки, утки, утки (2)
Плавали, плавали.
Реки встали,
Озера замерзли,
Некуда уткам сесть.
Утки полетели-полетели,
На головку сели.

На 3 ритма
Малыш крутит руками, показывая, как крутится мельница, и дует как ветер. Потом показывает, какие большие мешки, а потом хлопает ладошками с переворотом, изображая пирожки. Ритм постепенно ускоряется.
Мельница, мельница мелет муку. (3)
Дует – дует ветер сильней.
Быстрее мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Намололи мы муки
Огромные мешки.
Из муки, из муки
Напекли мы пирожки.
Из муки, из муки
Напекли мы пирожки.
Ладушки-ладушки,
Напекли оладушки.

Ай-тата-тата-тата! Руки изображают решето, (4)
Пожалуйте решета! Обе руки ходят вверх-вниз,
Муки просейте,
Пирожки затейте, Рука об руку «лепит пирожки»,
Гречневой каши Руки гладят животик.
Для доченьки нашей!

Полезно чередовать сидячие и ходячие игры.
Хоровод-1. (2)
Три веселых братца гуляли по двору,
Три веселых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.

Хоровод-2.
Шел король по лесу, по лесу, (1)
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.

Парная карусель
Мама с малышом встают друг напротив друга, держась за руки, и ходят кругами. Для больших детей можно, изображая качели приседать и вставать по-очереди, но малышам это трудно.
Мы на карусели сели, (3)
Завертелись карусели.
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели, (встали и потянулись вверх)
Вниз летели, (присели на корточки)
Вверх летели,
Вниз летели,
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает. (Изображаем, как качается лодка. )

Большая карусель.
В эту игру лучше играть, когда есть много детей. Дети берутся за руки и идут по кругу, изображая карусель, и разгоняясь, а потом замедляясь. Детки сначала не хотят давать друг другу руки, и их надо этому постепенно научить. Кроме того, такие хороводы учат детей делать одинаковые движения в такт, обращать внимание на других детей.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Ребенок стучит кулачками по полу, изображая капли, или ходит и топает ножками в такт каплям.
Тихий-тихий дождик (2)
Кап-кап-кап.
Сильней, сильней дождик
Кап-кап-кап,
Сильный, сильный ливень
Кап-кап-кап!
Гром! Гром!
В небе молния блестит!

Щекоталочка.
Идет коза рогатая за малыми ребятами, (2)
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест, молока не пьет,
Того забодает-забодает-забодает!

ТОПОТУШКИ
Важно научить ребенка громко топать, извлекая звук!
Топ-топ, топотушки, (3)
Пляшет зайчик на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Топ-топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут ножки и хвосты.
Что стоишь, пляши и ты!

Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту.
Есть у нас капуста, (3)
Вот она, капуста.
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.

На мотив «Сердце красавицы склонно к измене» (4)
У нас есть чайничек, кулак с оттопыренным большим пальцем изображает чайник
У чайничка крышечка, вторая ладонь накрывает кулак
У крышечки шишечка, один из пальцев «крышечки» поднимается
Из шишечки пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая

Мы берем чайничек одна рука изображает чайник
И льем мы в чашечку, другая рука изображает чашку
Мешаем ложечкой, указательный палец изображает ложку в чашке
Из чашечки пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая

Мы берем чашечку, одна рука изображает чашку
И льем на блюдечко, другая рука изображает блюдце
Дуем на блюдечко, дуем на руку, изображающую блюдце
Из блюдечка пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая

Мы берем блюдечко, одна рука изображает блюдце
И пьем мы ротиком, Изображаем, как мы пьем чай из блюдца
Дышим мы ротиком, шумно выдыхаем ртом
Из ротика пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая

Песенки на разные случаи. (1)
УТЕШАТЬ
Не плачь, не плачь,
Куплю калач,
Не вой, не вой,
Куплю другой,
Не реви, не реви,
Куплю сухари!

ДОГОНЯТЬ
Курочка бежит,
Куропаточка спешит,
Девочку догоню,
Красавицу догоню,
За руку возьму.

ОБЛИВАТЬ
С гуся вода, с лебедя вода,
С нашего Ванюшеньки вся худоба.
Вода книзу, дитя кверху,
Расти с брус вышины и с печь ширины!

ОДЕВАТЬ
Тетка Агашка,
Сшей мне рубашку,
Едем прокатиться,
Надо нарядиться!

ИГРЫ НА ПОДУШКЕ (2)
(Для самых маленьких: от полугода и – до года,
а если нравится, то и после)
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает.
Тушки-тушки, сели на подушке,
Пришли подружки, столкнули с подушки.

Подниму дочушку на крутую горку.
Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки.
Ножки — топтыжки пошли молотить,
Ручки – грабельки сено воротить.

Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок.
Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки!

Тащу за ножки на себя.
Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке
Куй, куй, ковалек,
Подай сапожок,
На маленьку ножку
Золоту подковку.

ИГРЫ С ГОЛОВОЙ
Эти игры учат ребенка слушать свое тело, расслабляться. Обычно те мамы, которые делали со своими детишками динамическую гимнастику, стараются и в год, и после года делать многие движения за ребенка – качают его, крутят, кувыркают. А малыш уже и сам многое может!
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Сверну каравай,
Головушку валяй – валяй.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Игры, развивающие координацию пальцев, очень полезны для развития мышления и речи. Именно поэтому хорошие логопеды активно пользуются ритмичными стишками, которые сочетаются с движениями пальцев. Самая известная из этих игр – «Сорока-ворона».
Кроме самих пальчиковых игр, для развития мелкой моторики рук у детей хороши лепка, рисование, аппликация, игры с мелкими предметами. (разумеется, под присмотром – ведь дети все тянут в рот и могут проглотить пуговицы и бусинки. ) Для этих игр очень хорошо подходят:
бирюльки, мелкие колечки и бусинки,
мелкие колечки от штор можно надевать на пальчики,
бусинки катать каждым пальчиком,
полезно катать колбаски из теста или пластилина,
играть с мотками шерстяных ниток, сматывать нитки на клубок и на катушку,
мозаику с крупными деталями вставлять в дырочки,
наборы мелких деревянных грибочков или овощей,
пуговицы.

Гули-гули, малыш хлопает ладошками (1)
Гули-гоп, хлопает себя по коленкам
Сели Гришеньке (Машеньке, Ирочке и т.д.)
На лоб! Обе ладошки садятся на лоб

Вот песенка, в которой изображаются знакомые малышу действия. Заодно такие песенки помогают ребенку лучше запомнить названия частей тела.
Мыли мылом ушки, изображаем, как мы моем ушки (3)
Мыли мылом ножки, изображаем, как мы моем ножки
Ах, какие ладушки, ладошки поднимаем над головой
Ладушки – ладошки. Крутим ладошками над головой
Наварили кашки, как в «сороке-вороне»
Помешали ложкой, пальчик крутим по ладошке
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки ладошки изображают домик над головой
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки ладошки ложатся спать под щеку
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а конце снова по одному прячутся в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять, (1)
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Датская народная песенка
Два гномика изображаются кулаками с поднятыми вверх большими пальцами. Гномы подмигивают глазками, потом изображают, как они лезет вверх по горе, а потом строят островерхий домик из прямых ладошек. Потом гномы спят, пыхтя и сопя, подложив ладошки под щеку.
Гимпельман и Пимпельман (2)
Лезли на гору в туман.
Долго там они сидели,
Вдаль задумчиво глядели.
А потом, после жары,
Скрылись в глубине горы.
И спать! Пф-ф!
Хэли-хэло! Вот мы!
Снова спят – пф-ф!
Хэли-хэло! Вот мы!
Снова спят – пф-ф!
Хэли-хэло! Вот мы!

Английская народная песенка (2)
Одна рука изображает одну птичку, другая – другую. Улетают птички за спину, потом снова прилетают на коленки.
Птички-синички хлопаем в ладоши или изображаем птичек двумя руками
Сидели на окне.
Птички-синички
Помахали мне.
Это птичка Петя, поднимаем правую руку и машем ею
А это птичка Поль. поднимаем левую руку и машем ею
Улетай, Петя! Правая рука прячется за спину
Улетай, Поль! Левая рука прячется за спину
Прилетай, Петя! Правая рука возвращается из- за спины и машет спереди
Прилетай, Поль! Левая рука возвращается из- за спины и машет спереди

Two dicky birds
Are sitting on a wall.
One named Peter,
The other named Paul.
Fly away, Peter!
Fly away, Paul!
Come back, Peter!
Come back, Paul!

Знакомство с названиями пальцев. (3)
Где большой пальчик? Из кулака показывается только большой палец
Где наш старший мальчик?
Вот я, здесь! Палец сгибается – кивает.
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо! Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону
Где второй наш пальчик? Из кулака показывается только указательный палец
Где второй наш мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где наш третий пальчик?
Где наш средний мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где четвертый пальчик?
Безымянный мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где же пятый пальчик?
Где наш младший мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где все наши пальчики?
Где все наши мальчики?
Вот мы, здесь!

Мальчик-пальчик, Из кулака торчит большой палец и кивает в такт
Где ты был, где ты был? (4)
А с этим пальцем Появляется из кулака второй палец
В лес ходил, в лес ходил, 2-ой палец и большой топают по полу или по столу
А с этим пальцем Появляется из кулака средний палец, а второй прячется
Щи варил, щи варил, 3-ий палец мешает кашу круговыми движениями
А с этим пальцем Появляется из кулака безымянный палец, а третий прячется
Кашу ел, кашу ел, Из кулака торчит 4-ый палец – как ложка – ко рту и обратно
А с этим пальцем Появляется из кулака мизинец
Песни пел, песни пел. Мизинец покачивается в такт песенке вверх-вниз

Пальчик толстый и большой (4)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Летели две птички, руки вытянуты в стороны, кисти машут как крылья
Одна на север, Смотрим на левую руку (4)
Другая – на юг. Смотрим на правую руку
Ой, забыли поздороваться! Руки слетаются к центру и встречаются
Здравствуй, перышко! (4 раза) Указательные пальцы и мизинцы гладят друг друга
Здравствуй, крылышко! (4 раза) Ладони по- очереди гладят друг друга
А тут пришел дворник
С большой метлой Изображаем метлу, которая метет туда-сюда
И говорит птичкам:
« А ну-ка кыш!» Дворник стукает кулаком по столу
И полетели две птички… Можно начать сначала, заменив Дворника на Повариху

Поедем, моя милая, Хлопаем все вместе в ладоши (4)
В деревню жить.
Поедем, моя милая,
Хозяйство заводить.
Заведем себе мы
Курочку,
Курочка по зернышку – Один палец «клюет зерна» на второй ладони
Кудах-тах-тах!
Поедем, моя милая, Хлопаем все вместе в ладоши
В деревню жить.
Поедем, моя милая,
Хозяйство заводить.
Заведем себе мы
Уточку:
Уточка по реченьке Рука-утка плывет по волнам
Та-та-та-та!
Курочка по зернышку – Курочка клюет зернышки
Кудах-тах-тах!
Поедем, моя милая, Хлопаем все вместе в ладоши
В деревню жить.
Поедем, моя милая,
Хозяйство заводить.
Заведем себе мы
Гусочку,
Гусочка по бережку Рука-гусь открывает и закрывает клюв
Га-га-га-га!
Уточка по реченьке Рука-утка плывет по волнам
Та-та-та-та!
Курочка по зернышку – Курочка клюет зернышки
Кудах-тах-тах!

(Поросенка: хрюки-хрюки, кулак приставлен к носу как пятачок
Коровенку: муки-муки, пальцы изображают рога
Кисоньку: мяу, мяу кошка поглаживает усики пальчиком
И так далее)

ТЕРЕМОК (1)
Для этой сказки нужно изготовить реквизит – домик с окошками и большой дверью, и игрушки – лучше всего самодельные, пальчиковые.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
«ПИ-ПИ-ПИ!
ПИ-ПИ-ПИ!
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?»
А ей никто не отвечает.
Вошла мышка в теремок,
Стала в нем жить.

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю-полю ежик бежит,
У дверей остановился и пыхтит:
«Пых-Пых-Пых!
Пых-Пых-Пых!
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?»
-Я — мышка –норушка,
А ты кто такой?
-А я ежик,
Ни головы, ни ножек.
Пусти меня к себе жить!
-Ну, заходи!
И стали они вдвоем жить…
И так далее, пока не пришел медведь, который залез на крышу и уронил домик… Только не говорите, что медведь сломал домик – иначе малыш разломает ваш теремок. Если ребенок еще маленький, то персонажей должно быть всего 3-4, а дальше можно и больше. Приходят Лисичка-сестричка, Волчок- серый бочок, Лягушка-квакушка, Зайчик- побегайчик…
Детям очень нравится смотреть, как перед ними разыгрывают сказки, и они сами гораздо раньше начинают играть в ролевые игры с игрушками и друг с другом.

СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ
Рецепт: 1 стакан муки, ? стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.
Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.

Упражнения с тестом: (1) Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
(2) Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.
(3) Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
(4) Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)
(5) Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ И ГУАШЬЮ
Рисовать можно не только красками, но и свекольным соком, и зеленкой – особенно, если вы знаете, что ваш малыш будет пробовать на вкус все краски. Для гуаши лучше взять жесткие щетинистые кисти, а для акварели – мягкие ворсовые (белка).
Большим художникам – большие листы. Можно рисовать на кусках ватмана или на обороте старых обоев, или на картоне. Можно давать бумагу разного цвета и размера. Чем младше ребенок, тем больше нужны листы. До 2 лет лучше брать листы А3 и больше.
Начинать занятия рисованием можно примерно тогда, когда малыш начнет ходить сам.
Дети сразу хотят видеть эффект творчества, поэтому лучше начинать рисовать по мокрой бумаге толстыми кистями. Главное – заинтересовать ребенка в процессе, заразить его своим энтузиазмом. Для этого надо снять все ограничения типа: «Не пачкай пол! Не рисуй по себе – я тебя потом не отмою! Не ешь краски!» и т.д. Пусть рисуют и по полу, и по бумаге, и по себе. Если захочет, пусть рисует прямо рукой. Еще больше детям нравится рисовать губкой, смоченной в краске. Первая стадия это ляпы по бумаге, ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть изображает, как котик топает, как рыбка плывет… До двух лет большего вы и не дождетесь.
Оптимальные краски – «акварель медовая», т. к. у детей есть соблазн ее пробовать. Если художник старается перепробовать на вкус все цвета, то оставьте ему одну или две краски, а остальные спрячьте на время.
Одно из любимых развлечений – подкрашивать воду, расход красок при этом просто варварский. Зато можно объяснить ребенку различие по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый…
С ребенком, который уже понял, как рисовать, можно играть одновременно с рисованием. «ТОП-ТОП!» — и ребенок топает кисточкой по листу. Малыша постарше можно научить рисовать дорогу от одного домика к другому, или вести след от машины, ниточку от шарика. Можно нарисовать вместе с малышом глазки кошке, мишке, зайке… Чуть позже можно научить его закрашивать красками контур.
Если мама что-то рисует, то малыш старается рисовать в том же месте, и замалевывает ее рисунок. Это нормально, не ругайте его.
Когда малыш уже немного умеет закрашивать, дайте ему раскрашивать мелкие предметы: грецкие орехи, мелкие игрушки из соленого теста, карандаши, камушки.
После полутора лет можно начинать смешивание цветов на блюдечке: желтый с синим, красный или синий с белым, желтый с красным…
НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ! Сохраняйте наиболее удачные работы и устраивайте выставки!

АППЛИКАЦИЯ
Начинать занятия аппликацией можно примерно с года, поскольку это занятие обычно очень нравится детям.
На первом этапе мама мажет весь лист клеем или клейстером, а потом малыш отрывает кусочки цветной бумаги и приклеивает их на клейкий лист. Можно давать не только обычную цветную бумагу. Для того, чтобы ребенок обнаружил разные по фактуре материалы, дайте ему кусочки салфетки, гофрированной бумаги, фольги, ткани, ваты, кусочки страниц из цветных журналов…
Ребенок может сам отрывать кусочки от листа или от полоски бумаги.
Если ребенок уже умеет клеить и рвать бумагу, можно научить его резать ножницами. Для начала малыш держит свои ножницы, а мама – свои, и малыш просто смотрит, как мама режет.
Потом мама держит за два конца натянутую полоску бумаги, а малыш двумя руками держит ножницы. Хорошо, если кто-то ему поможет развести ножницы пошире и прицелиться. Мама ему говорит: «КУСЬ!» и очень хвалит, если полоску удалось перерезать.

На втором этапе, года в полтора, можно научить ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги.
Если вовремя научить ребенка резать ножницами, то к 2 годам он уже сможет отрезать полоски бумаги по линейке!
С полутора лет можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые мама вырезала заранее. Можно сделать домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Дети охотно помогут вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка…
Хорошо, если мама при ребенке делает аппликацию чуть посложнее. Например, можно нарезать и закрутить на карандаше бахрому – травку, или сделать объемную аппликацию. Пусть ребенок видит, что маме это занятие тоже нравится, и что получается красиво.
Можно делать аппликацию с добавлением ваты, изображающей снег, или сухой травы и листьев, если дело происходит летом.

АППЛИКАЦИЯ НА ПЛАСТИЛИНЕ

Аппликацию можно делать и на картонку, замазанной толстым слоем пластилина. Кусок картона надо брать поменьше, 5 на 10 см. Можно скатать колбаски из пластилина разного цвета, и сделать из них бортики или узор.
Если малыш уже заинтересовался лепкой, то дайте ему отщипывать и прилеплять кусочки пластилина, пусть размазывает их по картонке. Так можно сделать цветочки.
А потом на слой пластилина можно вдавливать самые разные крупы: горох, фасоль, рис, чечевицу, вермишель, палочки, шишки, фольгу, веточки кипариса, еловые иголки, мелкие фигурки из картона и многое другое.
Можно выкладывать дорожки из горошин, или заполнять крупой контур. Можно на замазанный пластилином или клейстером лист сыпать через воронку песок, рис, гречку, подкрашенную манку…
Можно сделать конфеты из пластилина и обернуть их фольгой или красивыми бумажками.
Можно обмазать пластилином грецкий орех, а потом обкатать его в тарелке с сухим рисом или гречкой.
Можно принести веточку и на нее прилеплять кусочки красного пластилина как ягодки.

САМОДЕЛЬНЫЕ КУКЛЫ
Зачем нашим детям самодельные куклы? Почему дети их любят больше, чем покупных красавиц с яркими нарядами и закрывающимися глазками?
Наверное, отгадка в том, что у покупной куклы уже есть выражение лица и характер, и его трудно изменить. Она не кажется живым существом, потому что не смеется и не плачет, а только улыбается. А про самодельную куколку, у которой едва-едва намечены глазки и ротик, ребенок может домыслить любое выражение лица, любую мимику…
Для развития мелкой моторики очень полезны маленькие куколки, надевающиеся на пальчик. При помощи этих пальчиковых кукол ваш малыш постепенно научится шевелить каждым пальчиком по-отдельности.
Лучше всего иметь не одну, а несколько кукол одного размера и вида, для того, чтобы можно было показывать ребенку разные сказки. Дети, которым родители при помощи кукол показывают сказки, раньше начинают сами играть в ролевые игры.
Хорошо бы иметь Домик, а также кукол Бабку и Дедку, Внучку, Волка, Лисичку, Медведя, Зайца, Собаку, Кошку… Тогда вы сможете показать детям и «Теремок», и «Репку», и «Колобок», и сказку «Маша и медведь», и сказку «Красная шапочка» (правда, для этого понадобится еще и Мама), и многие другие знакомые ребенку сказки. Вы сможете показать ребенку, как кукла входит в домик – и выходит, как куклы разговаривают…

Что важно знать, когда начинаешь шить куклу для малыша?
Пропорции у кукол, изображающих детей и взрослых разные! Если пропорции будут нарушены, кукла ребенку понравится гораздо меньше. У куколки-взрослого тело должно быть в 3 раза больше, чем голова, а для куклы-ребенка – только в 2 раза.
Что вам понадобится для шитья куклы?
Лоскутки, очень прочные нитки, шерсть черного, коричнего, оранжевого или желтого цвета – для вышивания волос, иголки разных размеров, в том числе и большая для шерсти. Еще вам понадобится кусочек трикотажа белого и кусочек телесного цвета , размер 7*7см для куколки на палец, и 15*15 см – для большой куклы. Для набивки лучше всего использовать непряденную шерсть, или распушенный синтепон. Головку надо набивать очень туго, иначе она потеряет форму.
Когда голова набита, можно вышить на ней волосы шерстяными нитками. Для начала надо наметить, где будет пробор, и вышить волосы гладью, от макушки к бокам, а потом можно сделать челку, косы и др.
Когда голова готова, можно сшить рубашку по принципу «распашонки»: просто вырезать две половинки в виде буквы «Т», и сшить, а горловину пришить к шее. Одежду для кукол лучше делать из однотонного материала, и украшать ее чем-либо (тесьмой, вышивкой). Рукава по длине должны быть не меньше, чем голова куклы.
Когда рубашка пришита к горловине, можно вставить медную проволочку в рукава и набить руки. К краям рукавов пришить кулачки – маленькие тугие шарики, сделанные также, как и голова. После этого можно набить тело куклы и сделать ей юбку до пола или брюки.
Тело шьют цилиндрическим или коническим, причем вниз желательно положить камушки или что-то тяжелое – для устойчивости. Можно свернуть тугим рулоном толстую ткань, и этим рулоном набить тело куклы.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Длинный и пестрый платок или шарф изображает дорожку, прямую и извилистую, а лежащий поперек синий платок или лоскут – речку, через которую надо перепрыгнуть. Потом лежат подушки, изображающие кочки на болоте. А горка, на которую надо залезть – это стул или пень. В зависимости от возраста ребенка и от того, что у вас имеется под рукой для создания такой веселой Полосы Препятствий, можно разнообразить задания. Можно сделать домик из больших картонных коробок, или просто поставить ряд стульев, чтобы малыши под ними проползали. Если есть длинная скамейка или лавка, то можно по ней ходить, через нее перелезать и т.д. Можно склеить трубу из ижевского коврика – и проползать через эту нору.
Детям веселее бежать, если мама приговаривает стишок о том, что сейчас надо сделать.

Наши маленькие ножки
Побежали по дорожке.

Прыг через речку!

Вот и снова наши ножки
Побежали по дорожке.

По подушкам, по подушкам
Будем прыгать, как лягушки.

Полезем, полезем,
На гору высоко!

Через норку проползай
И из норки вылезай!

Об авторе

admin administrator

Оставить ответ