Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы. Именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто материнскими. В древней Греции считалось, что судьбу каждого человека определяют три Мойры. У Гесиода есть подробное описание этих богинь, плетущих нити судьбы. Первая – Клото, «прядущая», доброжелательная мать, которая дарит жизнь. Вторя – Лахесис, «отмеряющая жребий», дает человеку определенные возможности в жизни. Третья – Атропос – «неизбежность», именно она показывает человеку, что все имеет свое начало и конец. Иногда человек может избежать соей судьбы, но за это он платит утратой целостности. С другой стороны, если человек осознанно принимает свою судьбу, то он прихо1дит к самому себе.
Материнство — одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. Исследования второй половины XX в. свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. Само понятие «материнское отношение» не является в настоящий момент строго определенным и общепринятым, но тем не менее достаточно популярным как предмет психологического исследования. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы . В этом аспекте особую важность приобретают исследования, связанные с возможностями выявления уже в процессе беременности особенностей состояния и поведения будущей матери, по которым можно прогнозировать успешность материнства, и более конкретно — особенности отношения матери к ребенку после его рождения как определяющего фактора в развитии диадических отношений. В целях предсказания еще во время беременности будущего типа отношения матери к ребенку традиционно изучаются материнские (и шире — родительские) ожидания, установки, воспитательные стратегии, ожидание удовлетворенности материнской ролью, компетентность матери и пр. Учитываются и другие факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности адаптации, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, репродукции моделей материнства в семье, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье женщины.
Пренатальные отношения – это базовые отношения. Свои чувства ребенок формирует через чувства матери, ребенок чувствует отношение и деференцирует. Все дети без исключения одарены от рождения множеством талантов и способностей, и главным из них является способность жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни. Ребенок в силу своей одаренности развивает в себе те качества, которые в нем хочет видеть его мать, что в этот момент фактически спасает ребенку жизнь ( под которой он понимает любовь матери или отца), но, возможно, это будет ему потом всю жизнь мешать быть самим собой. У каждого ребенка есть естественная потребность быть вместе с матерью, быть понятым ею и воспринятым ею всерьез. Он также вправе претендовать на уважение. В первые же дни и месяцы своей жизни ему нужно общение с матерью, нужна ее помощь, он связывает с ней определенные ожидания, вправе по-своему «располагать ей». Кроме того, он хочет как бы «отражаться» в ней. Как писал Виннкот : мать держит на руках ребенка, она смотрит на него, он, в свою очередь, пристально вглядывается в ее лицо и обнаруживает там себя самого. Но это возможно лишь при условии, что мать действительно видит в нем маленькое беспомощное, единственное м неповторимое существо, а не собственные ожидания, страхи, планы относительно будущего ребенка, которые она проицырует на него. В последнем случае ребенок видит в матери отражения не себя самого, а ее проблем. Сам он остается без зеркала, и в дальнейшем будет совершенно напрасно искать его.
Если ребенку повезло, он рос, видя в матери отражения себя и чувствуя, что мать заботится о его развитии, то в нем с годами будет развиваться здоровое самосознание. В оптимальном случаи именно мать создает дружелюбную эмоциональную атмосферу и с пониманием относится к потребностям ребенка. Но не склонная к проявлениям любви мать также может способствовать развитию самосознания ребенка. Она просто не должна препятствовать этому процессу. Тогда ребенок может получить у других людей то, чего ему не дала мать. Различные исследования показали, что ребенок обладает поразительной способностью использовать для своего развития эмоциональные переживания окружающих.
Под здоровым самосознанием я понимаю твердую уверенность в том, что переживаемые чувства и желания являются составной частью собственного Я. Это единственное состояние, помогающие понять собственные чувства и желания, позволяет человеку обрести внутреннюю опору и уважать самого себя. Он может жить собственной душевной жизнью, грустить, приходить в отчаяние и нуждаться в помощи, не боясь, что этим он выбьет у кого то почву из-под ног. Он может испытывать страх, если ему угрожают, и злиться, если его желания не удовлетворяются. Он знает не только чего он не хочет, но и чего хочет, и может это открыто высказывать вне зависимости от того, будут ли его за это любить или ненавидеть.
Уважаемые мамы и папы приглашаем вас на тренинги для будущих и настоящих родителей, на которых вы сможете получить ответы на многие вопросы.
Об авторе